Здесь чудеса, как на плато Наска
Древние сооружения Мальты - катакомбы, храмы,
обсерватории и прочие мегалиты - одни из самых загадочных на Земле. Они
старше египетских пирамид почти на тысячу лет. Кем построены -
неизвестно. А главное, зачем? В их назначении такая же большая тайна,
как в рисунках перуанской пустыни Наска или в каменных кольцах
английского Стоунхенджа.
Некоторые ученые опасливо предполагают, что
мальтийская цивилизация старше шумерской - ее официально называют самой
древней на Земле. И вообще самой первой из числа развитых.
Шумеры появились в районе Месопотамии 6000 лет
назад. Считается, что именно они придумали очень много полезного: от
колеса, письменности, арифметики и лунно-солнечного календаря до
гвоздей и пива.
Раскопки на Мальте свидетельствуют: развитая
цивилизация была здесь 8000 лет назад. Исследователи не исключают, что
именно от мальтийцев шумеры получили свои знания.
- Есть гипотеза, что мальтийцы, владеющие высокими
технологиями, участвовали в строительстве Стоунхенджа, - говорит
историк, археолог, преподаватель Мальтийского университета Стефан
ФЛОРИАН. - Например, недавно британские археологи рядом со знаменитым
мегалитом обнаружили древнее захоронение возрастом более четырех тысяч
лет. И в нем находились останки человека, который сильно отличался от
местных жителей. Археологи, не смущаясь, называют его «пришелец».
- По легендам, «пришельца» считали магом, - говорит
директор Археологического общества Уэссекса Эндрю ФИЦПАТРИК, - он умел
двигать огромные камни и плавить руду, делать из металла предметы.
По одной из версий, магом был сам легендарный
волшебник Мерлин. Но по другой - «технолог» прибыл с Мальты, откуда по
неизвестной причине внезапно пропали люди примерно в 2000 году до н. э.
А дата возведения Стоунхенджа - 2440 - 2100 гг. до н. э. Сходится!
О таинственном исчезновении мальтийской цивилизации
мы еще расскажем. А сейчас попробуем разобраться в загадке, которая
сразу бросается в глаза. Остров вдоль и поперек исполосован огромными
колеями, словно сетью беспорядочных рельсов. От кого они остались?
|
Берег залива St. Georg.
| |
Дороги в никуда
Загадочные «транспортные пути» проходят по двум из
трех островов мальтийского архипелага - на Мальте и на Гозо. Одни
похожи на колеи от телег. Другие столь глубоки и широки, будто их
оставили танки или «КамАЗы».
Некоторые борозды врезаны в камень на 70 сантиметров
- я сидела сверху, свешивая в них ноги. Колеи могут тянуться через весь
остров, через горы, могут разветвляться, словно железнодорожные пути на
крупной сортировочной станции. Одни заканчиваются на обрывах, другие
уходят в глубь моря. Есть такие, которые то исчезают, то появляются
вновь. Словно эти колеи пропахал объект, который то взлетал, то
опускался на камни.
Первое, что приходит в голову: здесь веками ездили
большие колесницы, методично прорезая колесами камень. Вот и
образовалась «колейность» - почти как у нас на асфальтовых дорогах,
которые нуждаются в ремонте. Энтузиасты, измерив борозды, даже
подсчитали, что передвигаться вдоль них могли бы колеса диаметром в два
метра, изготовленные из очень прочного материала - скорее всего,
металла.
- Мальта 700 лет находилась под управлением Римской
империи, - говорит вице-президент Археологического общества Мальты,
профессор Мальтийского университета Антони БОНАННО. - Римские колесницы
вполне могли оставить глубокие следы.
У столь здравой версии есть всего один недостаток: на Мальте не найдено ни одного колеса. Даже деревянных нет.
Судя по раскопкам, первые колеса появились у шумеров
в Месопотамии (современный Ирак) в 3500 - 3000 годах до н. э. Там их и
находят. А возраст «рельсов», как считают археологи, не может быть
меньше 6 - 7 тысяч лет. Но, возможно, они гораздо старше...
|
Самые большие колеи в Clapham Junction на Мальте. Ширина - 1,5 м, глубина - 70 см.
| |
Атланты начудили
Загадка «дорог» рождает массу предположений.
Мальтийский архитектор Джордж Гронье де Вассе, например, в свое время
доказывал, что Мальта - часть затонувшей Атлантиды. Стало быть, и
«рельсы» остались от атлантов, которые по ним что-то возили. Может
быть, даже под воду.
Уфологи сравнивают колеи с рисунками на плато Наска.
И приписывают им инопланетное происхождение: мол, братья по разуму
исчеркали остров лазерным лучом.
Местные ученые над этим смеются. Но сами ничего путного не придумали.
- «Рельсы» проходят вблизи древних храмов (в то
время их было больше 40, сейчас осталось около 20. - Ред.), значит, по
ним доставляли многотонные каменные блоки для строительства, - полагает
куратор археологических исследований департамента «Наследие Мальты»
Катя СТРАУД. - Возле некоторых храмов было найдено много известковых
шаров диаметром 40 - 60 см. Их могли использовать как подшипники.
Прорубали каменными орудиями колеи, выкладывали в них шары, сверху
ставили плиту, а на нее - груз. Так и катили. Причем, прокатив плиту
вперед, могли задние шары брать, переносить вперед и дальше катить.
Но вот незадача: большинство борозд, во-первых,
проложено в пустынных местах, вдали не только от храмов, но даже
поселений, а во-вторых, сечение борозд в основном - «корыто», а не
полукруг, который бы остался от шаров. Да и выдержат ли известняковые
шары давление глыб весом в несколько тонн? И кто вообще это
транспортное средство толкал или тянул?
- Возможно, что эти колеи могли быть искусственными
каналами для сбора дождевой воды, - рассуждает историк Стефан Флориан.
- Блокировали борозду с двух сторон и вычерпывали.
И снова облом: почему их надо было делать парами? С
таким же успехом можно предположить, что по бороздам подавали воду
жителям: по одной - холодную, по другой - горячую.
|
Сверху эти колеи выглядят как сортировочная железнодорожнаястанция. | |
Срочная эвакуация
Интересное объяснение мальтийскому артефакту дал
российский геолог, выпускник Петербургского Горного института,
проработавший 15 лет в районах Крайнего Севера России, а ныне бизнесмен
Дмитрий БЕХ-ИВАНОВ.
- Все просто: никто не долбил известняк, не истирал
его в пыль колесами, - пояснил Дмитрий Эвальдович. - Проехали по грязи
- и след готов. Отсюда и несовершенство геометрии отпечатков - их никто
не делал специально.
- Грязь? - искренно удивилась я. - Мальта же - это камень, сплошной известняк!
- Твердым он стал сейчас, - сообщил геолог. - А
когда-то Мальта и Гозо были покрыты мягкими, как глина, карбонатными
илами, которые позже, высыхая, образовали камень-известняк. Колеи
оставлены деревянными санями, в которые впрягались жители и так
перевозили грузы. Для перемещения по грязи сани - лучший транспорт.
- А что мальтийцы возили так далеко через весь остров?
- Они на санях эвакуировались, чтобы спастись. На
Мальте произошла какая-то катастрофа, земля во многих местах
вздыбилась. И уцелевшие люди, населявшие берега водоемов, оказались в
одночасье вдали от воды, окруженные болотной жижей. Собрав весь свой
скарб, стали уходить на новое место жительства, к воде. Поэтому
«рельсы» и идут с гор в низины. И не на дно моря, а к воде. И отпечатки
ног людей я нашел.
Гипотеза Бех-Иванова тоже не без загвоздки. Колеи
встречаются в двух слоях так называемых «коралловых известняков»:
верхнем и нижнем. Возраст первого геологи оценивают в 5 - 7 млн. лет. А
второго - в 25 - 35 млн. лет. Получается, что люди жили на Мальте в то
далекое время?
Может быть, и так. Хотя сам ученый не исключает, что
6 - 7 тысяч лет тому назад на Мальте могла произойти катастрофа,
которая сдвинула и смешала известняки.
|